Мелютина М.Н.
зам. директора Кенозерского национального парка по науке

САКРАЛЬНО-ПРЕДМЕТНЫЙ КОМПЛЕКС
СВЯТО-ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ
МАКАРЬЕВСКОЙ ХЕРГОЗЕРСКОЙ ПУСТЫНИ
 

Макарьевская Хергозерская мужская пустынь, основанная монахами Сергием и Логгином в 1630-е гг. в 80 верстах к северо-западу от города Каргополя, на протяжении многих столетий, вплоть до первой половины XX века, являлась достопамятным местом и сакрально-значимым центром Кенозерья (понятие «Кенозерье» рассматривается как название территории Кенозерского национального парка, представляющего собой единое целое по природно-географическим, культурным и социальным признакам).

Обитель основана в память преподобному Макарию Желтоводскому и Унженскому, устроителю Свято-Троицкого Макарьево-Желтоводского монастыря на левом берегу реки Волги, в 100 км от Нижнего Новгорода (1435 г.). После разорения монастыря монголо-татарами (1439 г.) преподобный Макарий ушел на север, в костромские земли, основав на реке Унже новую обитель. Прожив долгую жизнь в монашестве, святой скончался в 1444 году. О возникновении Макарьевской Хергозерской пустыни сохранились местные устные истории: «Еще у нас есть почитаемый один – это святой Макарий Унженский. Он нижегородского монастыря монах, и считается, что он был проходом здесь, шел на Соловки... ему эти места понравились, и по его настоянию был основан здесь монастырь» (А.В. Попова, с. Лекшмозеро), «На бережку икона преподобного Макария явилась… Где икону чудотворную нашли, стали церковь рубить» (О.В. Ушакова, д. Морщихинская).

Испокон веков монастыри располагались в особых в геосистемном отношении местах – на высоких холмах, островах или полуостровах.... Макарьевская Хергозерская пустынь располагалась на полуострове, омываемом водами Хергозера. Однако, в народной памяти сохранились воспоминания о том, что ранее пустынь находилась на острове, а перешеек, соединяющий обитель с материковой частью, имеет искусственное происхождение. «Макарий» ( местное название ), как локус «иного мира», отделен от сельских поселений, расположенных на берегах крупных водоемов Кенозера и Лекшмозера, труднодоступными заболоченными водоразделами. Примечательно, что толкование названия болот устойчиво сохраняется местными жителями: «Гладкое болото – оно очень ровное, ни кочек, ничего нет. А перед Гладким – Ледяное. Вода там ледяная. За кормовой базой есть Великий Мох. Очень большое, огромное. А внутри его – Внутренний Мох – сухое болото, морошечное. Там еще в той же стороне Соколья Гладь и Топорья Гладь. Тоже ровное, глубокое, глубже 2 м, засасывает. Грязное болото – сырое оно, плохо по нему ходить» (Е.П. Попова, д. Морщихинская).

«Несмотря на уединенное, чисто отшельническое местонахождение Хергозерской пустыни из всех окружающих ее «волостей»-приходов проложены к ней, если не дороги, по крайней мере тропины». Обитель была связана дорогами с Ошевенским, Кирилло-Челмогорским, Кенским монастырями; дд. Кучепалдой, Лядинами, Морщихинской, Масельгой, Думино, Видягино, Спицыно, с Порженским.

Духовно-религиозным центром [Хергозерская] пустынь оставалась и после упразднения (1764 г.) и преобразования ее в Хергозерский приход Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Пространственную целостность сакрального ландшафта сохраняли приписные «церкви во имя Святого Великомученика Георгия при деревне Федоровской (существующий и ныне Порженский погост с Георгиевской церковью - М.З.) )и во имя Святого Пророка Илии при деревне Думино (церковь разрушена в 50-е годы 20 века - М.З.))». Сакральный статус территории поддерживали приписанные к приходу деревни Окатовская, Федоровская и Турово село, составляющие Порженское, а также деревни Думино, Ожегово, и Ольсиевская (Курмино, Херново, Наволок). Своеобразными «коммуникационными зонами» были посвященные преподобному Макарию часовни (не сохранились-М.З.), располагавшиеся в деревнях Першлахта, Качикова Горка, Труфаново, Печниково, Федоровская, Ольшевская (Ольсиевская). Служение Макарию продолжалось вплоть до середины XX в. «Память кенозеров хранит имя последнего подвижника Макария в уже послевоенные годы – «Филюшки с Почозера», который ходил служить за дьякона, принимал «заветы»... .Макарьевский монастырь как святыня был известен на достаточно обширной территории.... «Макарий» был важным ландшафто-планировочным узлом. «Уничтожение этого сакрального центра повлекло за собой нарушение исторически сложившейся системы коммуникаций: большинство дорог заросло или едва прослеживается, возникла изоляция между смежными расселенческими системами»(из архива КНП). По воспоминаниям жительницы д. Морщихинской З.Н. Нефедовой, зимой 1965 года, в связи с организацией лесозаготовительных работ и укрупнением хозяйств, насильно выселяли местных жителей из д. Макарьевской. Социально-политические изменения привели к уничтожению целого ряда сельских поселений во второй четверти XX столетия.

Монастырское наследие сегодня – это «утраченная обитель» – территория, где разобраны или сохранились в руинированном состоянии (Троицкая церковь) материальные свидетели исторических событий. Однако, обозначение ценности монастырского ландшафта, выявление, систематизация и введение в научный оборот сохранившихся памятников монастырской культуры, исторической информации об архитектурном облике и внутреннем убранстве монастырских храмов, а также предметах, связанных с обителью, представляется нам необычайно важным.

Монастырские святыни хранят память о религиозной и социальной сторонах бытия монастыря, о его устроителе, известных личностях, посещавших монастырь, особых сакральных свойствах территории. В дальнейшем памятники могут выступать в качестве важнейшей определяющей и созидающей силы в вопросах сохранения Макарьевского монастырско-ландшафтного комплекса.

Воссоздание архитектурного образа монастыря возможно лишь на основе письменных, литературных и изобразительных источников. В синодике Ошевенского монастыря записано: «Лета 1653, декабря 16 освящена церковь Живоначальныя Троицы в Хергозерской пустыни по благословению преосвященного митрополита Макария Новгородского. Того же году июня в 13 день освящен придел Преподобного отца нашего Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца». Через пять лет после построения Троицкого храма уже воздвигнут другой, также деревянный, двухпрестольный храм во имя Введения Пресвятой Богородицы и приделом Святого Николая Чудотворца, который был освящен в 1658 г. Спустя еще два года построен третий храм во имя Трех Святителей Московских. В 1769 г., согласно документам, в Макарьевском монастыре располагались только две деревянные церкви: Троицкая с приделом Макария Желтоводского и Введенская с нижним приделом Николая Чудотворца и двумя верхними приделами: в честь московских святителей Петра, Алексея и Ионы и в честь Александра Свирского. В 1782 г . на месте сгоревшей церкви, выстроенной в 1658 г ., был построен теплый каменный храм Введения Богородицы. В 1857 г . деревянный Троицкий храм сгорел «со всею утварью и иконами» и вместо него в 1860 г. была начата постройка каменного храма .

На рубеже XIX - XX веков комплекс строений Макарьевской пустыни окружала деревянная стена с башнями, которая подходила к берегам Хергозера. В центре архитектурного ансамбля располагался пятиглавый каменный собор во имя Святой Животворящей Троицы, построенный в 1865-1872 гг. и освященный 25 июля 1872 года. Храм был трехпрестольный: главный престол освящен во имя Св. Животворящей Троицы, престол на правой стороне – во имя св. мучеников князей Бориса и Глеба, левый престол – во имя преподобного Макария Унженского и Желтоводского. В храм вели три входа: с западной, южной и северной сторон. Вблизи южного входа храма отдельно была поставлена каменная восьмиугольная колокольня, высотой не более 8 сажен. Рядом с ней располагался каменный пятиглавый теплый храм во имя Введения во храм Божией Матери с приделом по левой стороне во имя святого Николая Чудотворца, построенный в 1782-1790 гг. «обещанием усердствующих благодетелей и по сборным книгам, выданным от начальства». Южнее храмов, под большим деревянным навесом, обнесенным перилами, находился деревянный крест. Внутри ограды монастыря были построены «холодные чуланы», которые за плату сдавались паломникам. За монастырской оградой располагались дома священников и псаломщика. Далее, у самого начала мыса на росстани труфановской и ошевенской дорог стояла часовня во имя Честного Животворящего Креста Господня, богослужение в которой совершалось 14 сентября .

Обзор региональной историографии позволяет сделать вывод о том, что вопрос о внутреннем убранстве храмов Макарьевского монастыря не являлся предметом специального изучения, а лишь затрагивался узким кругом исследователей. Особое внимание авторов привлекла чудотворная икона прп. Макария, хранившаяся в монастыре. Икона была подробно описана в начале XX века священником Хергозерского прихода А.И. Кипреевым. О чудесах монастырской святыни составлено специальное произведение, которое было опубликовано К.А. Докучаевым-Басковым. Уникальному памятнику «Сказание о преславных чудесех чудотворного образа преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макария Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, в Каргопольских пределех, в Хергозерской пустыни обретающагося», посвящена статья современного исследователя А.В.Пигина. В «Сказании...» описано 41 чудо, и в первом из них излагается история написания чудотворной иконы Макария. 25 сентября 1632 года святой Александр Ошевенский явился в видении священнику каргопольской Троицкой церкви Герасиму Анфимову и повелел через него иконописцам написать эту икону, что было и исполнено. А.В. Пигин вводит в научный оборот архивный документ «Ведомость об упраздненных монастырях Олонецкой еперхии, 1769 г .», где описана житийная икона Макария Желтоводского, которая ранее, в середине XVIII века располагалась в Макарьевском приделе Троицкой церкви: "По правую сторону возле царских дверей местной образ преподобнаго Макария в чюдесе, в молении Святей Троицы, на нем венец, в нем три выставочных камешка и четыре жемчужины, у Троицы три венчика, оклад и риза преподобнаго новая сребрянная, золоченная". ...Благодаря радению Бориса Сорокина в середине XVII века чудотворный образ был обложен золотом и серебром... Редкие памятники Макарьевской пустыни XVII - XVIII веков, хранящиеся в собрании ГМО «Художественная культура Русского Севера» - северная дверь «Мария Египетская, Праведник Зосима, с клеймами жития» и икона выносная «Богоматерь Знамение, избранные святые» - изданы в каталоге музея.

Икона"Макарий Унженский с житием",
кон. XVIII - нач. XIX вв
Архангельский музей ИЗО
(из Макарьевской час. д.Качикова Гора
Плесецкого р-на).
Вывезена в 1972 г.
(Святые Каргопольской земли. Из собрания музеев Архангельской области, Каргополь, 2002)


Иконы с образом Макария Желтоводского и Унженского, вывезенные экспедициями музеев Архангельской области с территории Каргополья, систематизированы и опубликованы в каталоге «Святые каргопольской земли (живопись, графика). Из собраний музеев Архангельской области».

В коллекции музейного фонда Национального парка «Кенозерский» хранится значительный комплекс икон - 25 произведений из Троицкого храма Хергозерского прихода. Коллекция иконописи поступила в музейный фонд Парка в 1994 году из Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея. Сотрудниками музея иконы были вывезены в конце 1970-х гг. из д. Морщихинская, где они находились в церкви св. апостолов Петра и Павла. По воспоминаниям местных жителей (З.Я. Нефедова, д. Морщихинская) иконостас в Троицком храме сохранялся до середины 1960-х гг.. Нам предстоит еще узнать имя человека, сохранившего эти замечательные памятники.

В архиве ВХНРЦ им академика И.Э. Грабаря сохранились уникальные фотографии с изображением интерьера Троицкой церкви: иконостасов главного престола, двух приделов и иконостаса в притворе храма. Фотофиксация сделана Н.Н. Померанцевым во время Онежской экспедиции по выявлению, охране и собиранию произведений древнерусского искусства в 1958 году. Участники экспедиции вывезли наиболее ранние памятники из Троицкой церкви (опубликовано только два произведения), иконы более позднего времени, вероятно, были оставлены в храме. Благодаря документальным фотографиям экспедиции, мы имеем возможность реконструировать иконостас Троицкой церкви и определить в нем местоположение икон из коллекции музейного фонда национального парка «Кенозерский».

Известно, что с конца XVII века в сельских церквах и пустынях стали сооружаться высокие, украшенные резным декором, многоярусные каркасные иконостасы. Высота иконостасов и количество рядов зависели от многих причин: типа, высоты храма, характера использования (летний или зимний), от возможностей церковного прихода.

По свидетельству К.А. Докучаева-Баскова, иконостас Троицкой церкви был создан в 1872 году к моменту освящения храма. Иконостасный комплекс объединял три престола и имел трехъярусную конструкцию с декорированными тумбами в основании.

. Иконы первого и второго ярусов объединялись по вертикали и разъединялись по горизонтали колонками. Иконостас был декорирован многочисленными резными накладными деталями. Местный ряд каждого из трех престолов объединялся в единую иконостасную конструкцию.
По составу икон иконостасы престолов были самостоятельными, исключение составлял единый праздничный ряд. Проем Царских врат был углубленной арочной формы. Створки врат украшены пропильной плоскорельефной резьбой, в орнамент которой включены шесть круглых живописных клейм, на которых согласно канону, были помещены композиция Благовещения и изображения четырех евангелистов – Иоанна, Матфея, Марка, Луки (живописные клейма отсутствуют на фотографии, вероятно, они не сохранились ).

В состав местного ряда (самый нижний-М.З.) главного престола иконостаса входили: икона с образом Господа Вседержителя (№ 8) в полный рост, храмовая икона «Троица»(№ 9), утраченная икона (№ 10). Икона «Святой Лаврентий»(№ 11), расположенная правее, объединяла местные ряды главного престола и придела во имя святых мучеников Бориса и Глеба. Справа от Царских врат придела находилась икона Господа Вседержителя (№ 13) в полный рост и храмовая икона «Святые мученики Борис и Глеб»(№ 14). По левую сторону от Царских врат в местном ряду Троицкого престола располагались иконы: «Богоматерь с младенцем»(№ 7), «Архангел Михаил»(№ 6). Икона во имя христианского праздника «Покров Богоматери»(№ 5) объединяла главный престол с приделом, посвященным Макарию Желтоводскому и Унженскому. Согласно канону, храмовая икона «Макарий Желтоводский и Унженский»(№ 4) помещалась справа от Царских врат. На фотографии Н.Н. Померанцева в данном месте зафиксирована живописная рама с утраченным средником. В 1910 году, по свидетельству священника Хергозерского прихода А. И. Кипреева, чудотворная икона с образом прп. Макария находилась в Введенском храме прихода и имела высоту 1 аршин 6 вершков, а в ширину 1 аршин. Середина иконы, где изображен самый лик преподобного, снимается – высота ее 7 вершков, а ширина 6 вершков, она написана на доске.... В самой же середине иконы изображен преподобный Макарий, молящийся в храме о людях». По краям иконы изображены 11 клейм Жития прп. Макария. В приделе Троицкого храма располагалась другая житийная икона с образом прп. Макария. Эту мысль мы аргументируем во-первых, тем, что почитаемая икона, по свидетельству священника А.И. Кипреева, находилась во Введенском храме, во-вторых, сопоставление размеров рамы от иконы, зафиксированной Н.Н. Померанцевым, с размерами иконы «Архангел Михаил», расположенной в одному ряду с иконой Макария, разнятся (высота иконы «Архангел Михаил» 120 см , высота чудотворной иконы, по описанию, 98 см ).
Слева от Царских врат иконостаса Макарьевского придела помещались иконы с изображением Богоматери с младенцем (№ 2) и св. апостола Стефана (№ 1).

Второй ряд иконостасного комплекса – праздничный. Справа от Царских врат главного престола располагались неизвестная икона (№ 8), иконы с сюжетами христианских праздников: «Вознесение Господне»(№ 9) и «Успение Пресвятой Богородицы»(№ 10). Утраченная икона соединяла два престола. Далее следовали две неизвестные иконы. Правее Царских врат престола во имя св. мучеников Бориса и Глеба помещалась икона «Воскресение Христово»(№ 14). По левую сторону Царских врат главного престола размещены иконы: «Преображение Господне»(№ 7), «Богоявление»(№ 6), «Сретение Господне»(№ 5). Икона с образом «Рождество Христово»(№ 4) завершала ряд Троицкого престола и соединяла его с приделом во имя прп. Макария. По левую сторону Царских врат придела располагалась икона «Рождество Пресвятой Богородицы» (№ 1).

Третий ярус иконостаса – деисусный чин. На единой доске (№ 6) написаны семь фигур – Спаситель – «Царь царем», Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, ангелы. Правее помещены иконы с образами св. апостолов в рост: Павла и Матфея (№ 7), Луки и Симона (№ 8). Икона с образом св. апостола Иакова Зеведеева (№ 9) объединяла иконостасы главного престола и придела во имя Бориса и Глеба. Над Царскими вратами иконостаса придела находилась икона «Новозаветная Троица»(№ 10), правее – икона с образом св. апостолов Иуды, Фомы, Иакова (№ 11). Слева от центральной деисусной композиции помещались иконы с образами св. апостолов Петра и Иоанна Богослова (№ 5), Марка и Андрея Первозванного (№ 4). Икона с образом св. апостола Варфоломея (№ 3) объединяла деисусный чин главного престола с приделом прп. Макария. Над Царскими вратами придела расположена икона «Иисус Христос»(№ 2), левее от нее помещалась икона с образом св. апостола Филиппа (№ 1).

Композиция иконостаса не соответствует классической структуре. По свидетельству Т.М.Кольцовой, в XIX веке вполне допускались нарушения традиционного порядка рядов иконостаса.

Резюмируя отметим, что иконостасная конструкция Троицкого храма, состоящая из трех престолов, имела тридцать девять икон. Двадцать две иконы, входившие в состав главного иконостаса храма, находятся на хранении в музейном фонде НП «Кенозерский». Три иконы из коллекции музейного фонда Парка помещались, вероятно, в иконостасе притвора. По фотографии Н.Н. Померанцева возможно определить, что икона «Троица» располагалась в нижнем ряду иконостаса. Иконы с образом Спасителя и «Введение во храм Пресвятой Богородицы» располагалась, вероятно, там же. Дальнейшее исследование по выявлению памятников иконописи Троицкого храма, возможно, поможет определить местонахождение икон в музейных коллекциях России.

....Редчайшие произведения иконописи, документальные фотографии являются ценной составляющей монастырского ландшафта. В единстве с историко-культурной информацией, памятники выступают в качестве значимой и созидающей силы в изучении, сохранении и интерпретации монастырской культуры Кенозерья.

Краткий перечень икон в иконостасе Троицкого храма:

I Местный ряд:
Царские врата: Благовещение, 4 евангелиста Иоанн, Матфей, Марк. Лука.
1. Апостол Стефан . 2. Богоматерь . 3. Вседержитель .4. Прп.Макарий Желтоводский и Унженскии. 5. Покров Богоматери. 6. Архангел Михаил . 7. Богоматерь . 8. Вседержитель . 9. Троица. 10. Неизвестная икона. 11. Святой Лаврентий . 12. Богоматерь . 13. Вседержитель . 14. Св. мученики Борис и Глеб. .

II Праздничный ряд.
1.
Рождество Пресвятой Богородицы . 2. Неизвестная икона. 3. Неизвестная икона. 4 Рождество Христово. 5. Сретение Господне. 6. Богоявление . 7. Преображение Господне. 8 . Неизвестная икона. 9 Вознесение Господне .10. Успение Пресвятой Богородицы. 11. Неизвестная икона. 12. Неизвестная икона. 13. Неизвестная икона. 14. Воскресение Христово.

III Деисусный ряд.
1
. Апостол Филипп . 2. Иисус Христос. 3. Апостол Варфоломей . 4. Апостолы Андрей первозванный и Марк . 5. Апостолы Петр и Иоанн Богослов . 6. Спаситель - «Царь-Царем» с предстоящими. 7. Апостолы Павел и Матфей. 8. Апостолы Лука и Симон. 9. Апостол Иаков Зеведеев. 10 Новозаветная Троица. 11. Апостолы Иуда, Фома, Иаков.

Выделены иконы находящиеся в музейном фонде Кенозерского парка.

(Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции в Водлозерском нац. парке, 4-9 авг. 2008 г. - с небольшим сокращением).

Фотографии Дениса, А.Морозова и др., имена которых утеряны. Будем рады, если имена авторов удастся восстановить.