Оригинальный адрес документа: http://www.arhpress.ru/psz/2007/6/6/14.shtml

Правда Северо-Запада
6, 13 июня 2007 (№№ 22, 23)

Игорь ВАСИЛЬЕВ
Макарьевская Хергозерская пустынь

В одном из самых труднодоступных мест Кенозерского национального парка, в лесной глуши, у малых озёр, на заболоченном водоразделе между Кенозером и Лекшмозером располагается древний монастырь - Макарьевская Хергозерская пустынь. Основанный в первой половине XVII в., он являлся одним из духовных центров Каргопольской земли.

Основание обители

В 1640-х гг. монахи Ошевенского монастыря Сергий и Логгин основали на берегу лесного Хергозера небольшую пустынь, посвятив её Макарию Желтоводскому и Унженскому. Инок Сергий получил в Новгороде у митрополита Афония грамоту на построение храма Святой Троицы - так началась история монастыря в честь одного из наиболее почитаемых на Каргополье святых. Через 17 лет деревянная церковь сгорела. В 1658 г. вновь была построена Троицкая церковь, в 1658 г. сооружён ещё один деревянный храм Введения Пресвятой Богородицы, а в 1660 г. был построен третий храм во имя Трёх Святителей Московских.

О первых годах монашеской жизни на Хергозере мало известно - документов, повествующих о пустыни, сохранилось немного. Один из них входит в подборку грамот Александро-Ошевенского монастыря за 1539-1656 гг. - это копия "памяти" Хергозерского монастыря, датированная 19 сентября 1641 г. Из документа выясняется, что в 1640 г. старец Сергий "з братьею" били челом государю о передаче им "на оброк" земель вокруг пустыни ("чёрного неописного места") для хозяйственных нужд. Старцы должны были платить оброк "в государеву казну в Каргополе в съезжую избу по осми алтын по две денги". Из документа следует, что в первые годы существования пустыни здесь жили не только её основатели, но и другие монахи, и что монастырь довольно активно занимался хозяйственной деятельностью.
В XVIII в., как и большинство малых монастырей, Макарьевская пустынь была упразднена. На её месте основан церковный приход с двумя храмами (Троицким и Введенским), к которому были приписаны деревни и храмы Порженского погоста (с Георгиевской церковью) и Думинского куста (с церковью Тихвинской Божьей Матери), находящиеся на значительном удалении - в 12-15 километрах. В 1780 г. был возведён тёплый каменный двупрестольный храм Ведения Богородицы. В 1872 г. вместо сгоревшего деревянного Троицкого храма построили каменный Троицкий собор, который освятили в 1872 г. Место это стало называться "Макарий"
.
Преподобный Макарий

Макарий Желтоводский и Унженский прославился своими подвигами в XV в. Он прожил долгую жизнь - 95 лет, из них около 80 лет - в монашестве. Преподобный известен как великий просветитель народов: он проповедовал веру Христову мордве, чувашам, татарам. Св. Макарий почитался на Лекшмозере как самый скорый и надёжный заступник и избавитель от всех болезней и напастей. Большинство рассказов о "Макарии" связано с выполнением "заветов", один из самых известных - обойти на коленях святое озеро, прося помощи и защиты у Святого. Макарий также считался покровителем животных, поэтому в монастырь пригоняли много скота, лошадей, чтобы выкупать их в Макарьев день в озере. В благодарность Макарию за сохранение своего хозяйства "по завету" жертвовали церкви живую скотину. Здесь проходили ярмарки. В качестве даров и для продажи несли в Макарье "даньку": яйца, масло, шерсть.

Чудотворный образ

Значение Макарьевского монастыря в истории православной культуры Русского Севера определяется прежде всего тем, что здесь хранилась почитаемая в Каргополье чудотворная икона Макария Желтоводского и Унженского, о чудесах которой было составлено специальное произведение - "Сказание о преславных чудесех чудотворнаго образа преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макария Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, в Каргопольских пределех, в Хергозерской пустыни обретающегося". В начале XX в. икона находилась во Введенском храме Хергозерского прихода. Современное местонахождение иконы неизвестно, но сохранились другие каргопольские иконы с изображением святого Макария второй пол. XVIII-XIX вв., которые "видимо, повторяют тот самый образ святого, который хранился в Макарьевской Хергозерской пустыни". Чудотворная икона привлекала богомольцев "на Макарье", как именовали в Каргополье это место, и после закрытия монастыря. Ежегодно 24-25 июля (по старому стилю), на праздник Макария, сюда стекалось большое число людей. Из Каргополя устраивался крестный ход. Люди приходили и из Ошевенска (за 30 км), где располагался крупнейший в Каргополье Александро-Ошевенский монастырь. Хергозерский, Ошевенский и Челмогорский монастыри, соединённые тропами, по которым ходили богомольцы, воспринимались как центры единого сакрального пространства. Не случайно на некоторых каргопольских иконах Макарий Желтоводский, Александр Ошевенский и Кирилл Челмогорский изображены вместе. О почитании святого Макария в Каргопольском крае свидетельствуют также часовенные посвящения и культовые камни.

Людская память


В начале прошлого столетия Макарьевский приход был разорён. Воспоминания о Макарьевской пустыни оставила ныне покойная Ольга Васильевна Ушакова, внучка последнего священника с Макария. До принудительного выселения в 1965 г. она проживала рядом с древней обителью.
"Дедушка мой был священник - отец Дмитрий, у Макария он и похоронен. Мама у Макария выросла. Жили мы одно время в Петербурге, а когда суматоха случилась, вернулись сюда. Папа говорил: "Надо за землю держаться". Четырнадцать лет мне было, когда мы переехали на Макарий, а когда я маленькая была, к дедушке и бабушке в гости приезжала. Бабушка водила меня на службы, ходили с ней в гости к монашенкам. Две церкви было - Введенская и Троицкая. Церкви, как лебёдушки, стояли над озером, в воде отражаясь. На мысу - мыс далеко в озеро вытянулся - домички были поставлены от озера до озера. Такие чуланчики, чтобы было где спать, когда приходили на богомолье. У каждой деревни свой такой чуланчик был. 7 августа на Макарий семь крестных ходов было. К Макарию-то отовсюду дороги были. А народу сколько приходило! Заветных много было. Раньше заветы клали - бесплатно работали в монастыре. Кто полгода, кто два месяца. Скотину многие жертвовали, и телёночков, и овец столько навезут.

Первый приехал какой-то уполномоченный с Думино. Что ценное было - всё взял: иконы, позолоченные чаши, серебряные ложечки. А оказалось, что шпион был, просто ограбил. Потом приехали двое с Гужово, колокола опускать стали, да уронили - край отломился. Иконы содрали, а остатки - решётку алтарей - бросили в скотник. Вот надругались как! Божественные книги кидали в озеро. Они не тонули - как чайки по озеру долго плавали. Мама маленько прибрала.
Родители нам всегда говорили: "Из церкви ничего не шевелить!". А когда церковь разорили, кое-кто стал потихоньку из неё остатки тащить. Стёкла стали у церкви ломать. Одна взяла стекло, так рука у неё так ныла, так ныла. Преподобный наказал. Раньше на Макарии три дома было, наш дом у церкви. Но его уже нет. Сожгли. Как там красиво было! А ныне всё заросло, всё дико, никого нет. Всё уничтожили".

Возрождение

Сегодня о былом величии Макарьевской Хергозерской пустыни напоминает только полуразрушенный каменный Троицкий собор. Трещины испещрили храм, один из приделов обвалился, внутри гуляет ветер. Восстановлением древней обители активно занимается правнук последнего священника с Макария Николай Яковлевич Ушаков. Его усилия поддерживает и Кенозерский национальный парк. В конце прошлого века из балки рухнувшего родительского дома Николай Яковлевич сколотил и поставил обетный крест в память о стёртой с лица земли деревушке его детства. С этого момента началась новая веха в жизни Макария.
Сегодня, несмотря ни на что, в приделе Преподобного Макария, как и сотни лет назад, настоятелем храма Иоанна Предтечи в городе Каргополе отцом Виктором проводятся службы. Зимой этого года для перекрытия алтаря были завезены строительные материалы. Сохранилось и паломничество к святой обители. Ежегодно сюда пешком приходят сотни богомольцев.
Благодаря финансовой помощи комитета по экологии администрации Архангельской области сотрудники национального парка расчистили древний тракт на Макарий, восстановили ряжевый мост через реку Челму по пути к монастырю. На минувшей неделе прошла экспедиция, организованная Кенозерским национальным парком, по дальнейшей разработке и обустройству туристического и паломнического маршрута "Монастырская тропа".