Раскол - религиозное движение в православной церкви, вызвавшее немалое волнение в жизни России и ратовавшее за сохранение старых обычаев, понятий и порядка в исполнении церковных служб. Старообрядцы или раскольники, как называли сторонников старых обычаев, подвергались гонениям, и они стали убегать из обжитых районов в труднодоступные местности, каких немало было на Севере. И в Каргополье и в Кенозерье тоже обосновались раскольники.
В Олонецкой губернии была создана миссия, которая наблюдала за старообрядцами и в меру своих сил старалась бороться с их влиянием.
Предлагаем
познакомиться с выдержками из отчета главы такой миссии, составленного в 1902 году.
Думаем, что сохранение написания и стиля изложения легко перенесет Вас в то далекое время.

 

Островский Д., епарх. мисс., св.
Извлечение из отчета о состоянии раскола и действиях миссии в Олонецкой епархии // Олонецкие епархиальные ведомости. 1903. № 21. С. 734 – 737; № 23. С. 803 – 805; № 24. С. 835 – 838.

ИЗВЛЕЧЕНIЕ
изъ отчета о состояніи раскола и действіяхъ миссіи въ Олонецкой епархіи за 1902 годъ
(
выдержки – полный текст)

I. Общія сведенія

...Въ составъ миссіонерскихъ округовъ входятъ: 1) Петрозаводскаго — 54 прихода (вместе съ городскими) Петрозаводскаго уезда и изъ нихъ 28, въ которыхъ живутъ раскольники; 2) Повенецкаго — 30 приходовъ Повенецкаго уезда и изъ нихъ — 23 съ раскольническимъ населеніемъ (9-ть приходовъ у перваго миссіонера и 14-ть у второго); 3) Лодейнопольско-О.гонецкаго — 38 приходовъ Лодейнопольскаго уезда, 20 приходовъ Олонецкаго уезда и 1 приходъ Петрозаводскаго уезда, всего 65-ть, изъ которыхъ только 20-ть съ раскольническимъ населеніемъ; 4) Вытегорскаго – 30 приходовъ Вытегорскаго уезда, 1 приходъ Лодейнопольскаго уезда и 14 приходовъ Пудожскаго уезда, всего 45-ть, изъ которыхъ 11-ть съ раскольниками; 5) Каргопольско-Пудожскаго — 56 приходовъ (съ городскими) Каргопольскаго уезда, 15-ть приходовъ Пудожскаго — и 7-мь приходовъ Вытегорскаго, всего 78-мь, изъ которыхъ 48-мь съ раскольниками (28 приходовъ у перваго миссіонера и 20-ть у второго). Всего раскольническихъ приходовъ въ Олонецкой епархіи 130-ть изъ 272-хъ, т. е. почти половіна приходовъ епархіи съ раскольниками.

Раскольническіе толки, существующіе въ епархіи; количество последователей каждаго толка и колеблющихся православныхъ.

Олонецкая епархія — место исключительнаго распространенія раскола безпоповщины. Здесь можно найти последователей самыхъ главныхъ безпоповщинскихъ толковъ, начиная отъ умеренныхъ, какъ даниловскій, и кончая крайними — какъ «бегуновъ» или странниковъ. Благодаря бòльшему изученію местной безпоповщины, замечено существованіе толка «дырниковъ»… Кроме дырниковъ, въ епархіи еще 5-ть раскольническихъ толковъ: даниловскій, федосеевскій, филипповскiй, аристовскій и —«странниковъ». Количество последователей разныхъ толковъ следующее: даниловцевъ — 1532 чел. всего, 417 м. и 1115 ж.; федосеевцевъ — 112 ч. всего, 32 м. и 80 ж.; аристовцевъ — 324 ч. всего, 128 м. и 196 ж.; филипповцевъ — 2833 ч. всего, 768 м. и 2065 жен.; странниковъ — 296 ч. вс, 112 м. и 184 ж. Всего раскольниковъ въ епархіи — 5097 чел. обоего пола. Въ теченіе отчетнаго года раскольниковъ убыло — 290 чел. об. п.; изъ нихъ — 223 чел. умерло (4 %), 67 чел. присоединилось къ церкви (1 %)
Если сравнить цыфры раскольниковъ съ 1900 г., то видно, что общая цыфра ихъ идетъ сильно на убыль. Такъ отъ 1900 г. на 1901 г. въ епархіи оставалось раск. 5733 чел., отъ 1901 на 1902 г. — 5164, отъ 1902 г. — на 1903 г. — 5097 чел.
Такая убыль раскольниковъ, объяснимая отчасти вымираніемъ ихъ и присоединеніями къ Церкви, главнымъ образомъ объясняется неполнотою и неточностью статистическихъ сведеній, представляемыхъ миссіи приходскими священниками... Число лицъ, колеблющихся въ православной вере и сочувствующихъ расколу насчитывается въ епархіи до 3136 об. п. Но и эта цыфра не можетъ быть признана правильной, потому что не все причты представили сведенія о числе колеблющихся... .

Раскольническіе молитвенные дома, часовни, кладбища,
 скиты и ихъ состояніе

Большая часть раскольниковъ епархіи собираются на молитву въ комнатахъ своихъ домовъ, въ которыхъ постоянно живутъ, или же въ домахъ своихъ «отцовъ» духовныхъ — наставниковъ и требоисправителей.... Есть примеры, представлающіе, конечно, случаи исключительные, что раскольники, обычно составляющiе молитвенныя собранія въ домахъ, совершаютъ ихъ открыто, напр. въ поле....
Раскольническихъ часовенъ въ епархіи нетъ. О скитахъ, устраиваемыхъ обычно въ глухихъ местахъ, точныхъ сведеній нетъ; по слухамъ же, въ непроходимыхъ каргопольскихъ лесахъ въ небольшіхъ избушкахъ, устраиваемыхъ крестьянами для житья въ время лесныхъ работъ, иногда скрываются «бегуны», составляющіе небольшія общины отъ 2—5-ти человекъ. Но открытіе такихъ лесныхъ пустынекъ — очень трудно и если иногда бываетъ, то большею частію случайно.
Разрешенныхъ Правительствомъ особыхъ раскольническихъ кладбищъ въ епархіи нетъ. Прежде бывшія раскольническія кладбища, напр. въ приходахъ — Устьволгскомъ, Волосовскомъ, Плесскомъ, Кенозерскомъ и др., закрыты и въ настоящее время пустуютъ. Все раскольники, за исключеніемъ странниковъ, хоронятъ своихъ умершихъ на общихъ съ православными кладбищахъ.      
Скрытники же своихъ мертвецовъ обычно хоронятъ въ лесахъ, болотахъ, гумнахь, погребахъ жилыхъ помещеній и т. п. Тела умершихъ они завертываютъ въ холстъ или рогожу и безъ гроба зарываютъ въ землю съ приподнятою головою, чтобы покойные могли услышать при страшномъ суде трубу архангела и скорее встать для встречи Христа. Съ этою же целію иногда совсемъ не зарываютъ трупа умершаго скрытника въ землю.

Условія, благопріятствующія расколу.

Благопріятствующія расколу условія: разбросанность и отдаленность отъ приходскихъ храмовъ и школъ многихъ деревень епархіи, невежество народа, матеріальныя выгоды, получаемыя раскольническими вожаками отъ распространенія раскола, недостатки въ жизни православнаго духовенства и населенія. Олонецкая епархія и въ настоящее время населена еще очень слабо. Есть поселки въ ней, которыя удалены отъ приходскаго храма более, чемъ на сотню верстъ... Разстоянія деревень другъ отъ друга и отъ приходскихъ храмовъ на 40, 35, 30 и 20 верстъ въ некоторыхъ уездахъ, особенно Повенецкомъ, не считаются слишкомъ большими. При такой отдаленности деревень отъ пастыря, храма и школы — самыхъ главныхъ, а въ нашемъ крае — едниственныхъ просветителей народа, издавна существовавшій почти повсеместно въ епархіи расколъ и теперь имеетъ возможность правда, въ большинстве жалкаго, но устойчиваго существованія. Общій невысокій уровень религіозно-нравственнаго и умственнаго развитія населенія, въ некоторыхъ местностяхъ граничащій съ поголовнымъ невежествомъ, составляетъ для него самую подходящую духовную атмосферу, столь для раскола питательнуюю ....Большинство взрослаго населенія, даже въ православныхъ приходахъ, крайне малограмотное, никакихъ книгъ почти не читаетъ, а если и читаетъ, то составленные раскольническими вожаками цветники и тетрадки съ вымышленными разсказами, иллюстрированными картинами самодельнаго изделія, въ которыхъ большею частію нарисованы адскіе жупелы да крайне кощунственныя изображенія на св. Церковь и таинства. Раскольническіе вожаки, часто еле «бредущіе» по книге, а иногда и совершенно неграмотные, но люди крайне упорные, грубые и смелые, пользуясь народною темнотою и слабостью, пріобретаютъ въ глазахъ темныхъ массъ особенное уваженіе, подчиняютъ ихъ своему вліянію и распространяютъ расколъ въ большинстве случаевъ только изъ-за матеріальныхъ выгодъ, часто осознавая его ложь и неправоту.... Имея благопріятную почву для развитія въ народномъ невежестве, расколъ какъ прежде, такъ и теперь продолжаетъ поддерживаться недостатками въ жизни православныхъ — духовенства и мірянъ: въ этомъ отношеніи расколъ постоянный протестъ противъ недостатковъ общества. Торопливое отправленіе богослуженія духовенствомъ, куреніе табаку, неистовое изображеніе крестнаго знаменія, праздничный разгулъ православнаго населенія, несоблюденіе постовъ и т. д. — все это условія, благопріятствующія расколу, всегда выступавшему во имя обрядовой уставности и хотя-бы внешней чистоты и праведности... .

Матеріальное положеніе и религіозно-нравственная жизнь раскольниковъ сравнительно съ православными.

Матеріальное положеніе раскольниковъ въ общемъ сравнительно съ православными лучше. Проводя въ большинстве случаевъ трезвый образъ жизни, избегая мотовства, роскоши и всякаго рода мірскихъ удовольствій, раскольники естественно являются более зажиточными. Большей матеріальной обезпеченности ихъ содеиствуетъ также круговая помощь деньгами и натурою, довольно развитая среди нихъ, такъ что между раскольниками нетъ такихъ бедняковь, какъ среди православныхъ. ...Что касается нравственнаго поведенія раскольниковъ, то оно только по внешности выше и чище поведенія православныхъ, въ действительности же ничуть не лучше и даже хуже поведенія ихъ. Раскольники строго соблюдаютъ посты, истово совершаютъ крестное знаменіе, выполняютъ правила о поклонахъ, воздерживаются отъ пьянства, разгула, табакокуренія; нарушеніе правилъ подобнаго «внешняго» благочестія строго наказывается въ обществе раскольниковъ ихъ отцами и наставниками, налагающими на своихъ чадъ тяжкія епитиміи. Но и только. ...Отличаясь только внешнею набожностію (и то не все) и благочестіемь, раскольники въ нравственномъ отношеніи грубы, скрытны, недоброжелательны и даже злы. Особенно часто встречаются среди нихъ случаи нарушенія заповеди целомудрія, въ чемъ обличены даже некоторые изъ ихъ руководителей ...Повенецкіе раскольники, за исключеніемъ филипповцевъ, не отличаются и трезвостію, будучи склонны къ винопитію.

III. Отношенія раскольниковъ другъ къ другу и къ православію.

Къ своимъ единоверцамъ раскольники относятся дружественно, проявляя добрыя чувства другъ къ другу во всехъ видахъ благотворительности — духовной и вещественной. Напр., если заметятъ чуть, что кто-либо изъ«братіи» колеблется въ «старой вере», сейчасъ же сообща утверждаютъ колеблющагося. Беднякамъ и потерпевшимъ несчастіе помогаютъ вещественно — деньгами и провизіей, больнымъ — своимъ уходомъ за ними, советомъ и ободреніемъ. Ссоры бываютъ только у наставниковъ — большею частію при дележе денегъ за требы. Совсемъ иначе относятся раскольники одного толка къ последователямъ другихъ согласій. Тутъ во всей силе проявляются ихъ недобрыя чувства, распри, ссоры, разделеніе, доходящее до того, что члены одной и той же семьи, принадлежащіе разнымъ толкамъ, молятся въ разныхъ углахъ и едятъ особыми ложками изъ отдельныхъ мисокъ и чашекъ... .

Не существуетъ ли сношеній между местными и иноепархіальными раскольниками и въ чемъ выражаются эти сношенія?

Сношенія между местными и иноепархіальными раскольниками, издавна существующія, продолжаются и въ настоящее время. Известно, что въ отчетномъ году ездили въ Москву раскольники приходовъ: Плёсскаго, Коневскаго, Заднедубровскаго, Луговскаго и Кенорецкаго. Главная цель ихъ поездокъ сборъ денегъ и вещественныхъ приношеній на содержаніе молеленъ, келій, пустынь и скитовъ, въ действительности часто не существующихъ, да на «нищую и убогую братію». ...Кроме сношеній личныхъ, между местными и иноепархіальными раскольниками ведутся деятельныя сношенія письменныя. Местные раскольники, более или менее бывалые, можно сказать, находятся въ постоянной переписке съ богатыми раскольниками иноепархіальными. Переписка имеетъ своимъ содержаніемъ со стороны местныхъ раскольниковъ просьбы о пожертвованіяхъ, особенно предъ великими праздниками; касается она иногда и вопросовъ духовнаго руководительства и назиданія.

Не появляется ли среди местныхъ раскольниковъ пропагандистовъ раскола изъ другихъ местъ
и въ чемъ выражается ихъ деятельность?

Случаи появленія среди местныхъ раскольниковъ расколоучителей изъ другихъ местъ бываютъ; были и въ отчетномъ году.... По слухамъ, точно не удостовереннымъ, среди бегуновъ Каргопольскаго уезда появлялись иногда расколоучители изъ Ярославля и Томска и, побеседовавъ и раздавъ милостыню, исчезали. Случаи же переходовъ местныхъ расколоучителей изъ прихода въ приходъ въ целяхъ пропаганды раскола бываютъ очень часто въ епархіи и сопровождаются печальными последствіями для чадъ Православной Церкви... .

Отношенія раскольниковъ къ Православной Церкви, къ священникамъ и миссіонерамъ, къ православнымъ мірянамъ, школамъ и гражданской власти.

Отношенія раскольниковъ къ православной Церкви, къ православнымъ священникамъ, за немногими исключеніями, — прямо враждебныя. При этомъ некоторые изъ раскольниковъ, скрывая враждебныя чувства по отношенію къ священникамъ и миссіонерамъ, по виду весьма почтительны и вежливы съ ними — даже до приторности (какъ напр., повенецкіе раскольники), другіе же будучи действительно приветливы и дружелюбны въ обычныхъ житейскихъ разговорахъ и делахъ, делаются грубы, злы и дерзки, когда речь заходитъ о вере. Относительно последнихъ можно сказать, что они<,> будучи добры по природе, делаются злы, когда касаются ихъ заблужденій: такъ спокоенъ больной, пока не трогаютъ его ранъ, хотя бы оне загнили, и делается золъ и раздражителенъ, когда острый ножъ врача совершаетъ причиняющее невыносимую боль, но спасительное резаніе. Къ православнымъ мірянамъ все раскольники относятся более дружелюбно и сочувственно, чемъ къ духовенству, только непременно съ оттенкомъ сожаленія, какъ къ людямъ, имеющимъ, по ихъ понятіямъ, наследовать после смерти вечную гибель. Къ школамъ раскольники относятся различно. Некоторые сознаютъ пользу школъ, отдаютъ въ нихъ своихъ детей, только наказывая имъ — не молиться щепотью, не есть изъ одной съ православными детьми чашки и не пить изъ общаго ковша. Другіе раскольники православнымъ школамъ не сочувствуютъ, указывая, что въ нихъ теперь учатъ «не съ Псалтыри и Часослова, какъ прежде, что тамъ  преподаютъ сведенія, несогласныя съ словомъ Божіимъ, въ которомъ, напр., говорится: «солнце движется» — «вселенная же утверждена яже не подвижится», — въ школахъ же, говорятъ они, учатъ наоборотъ... Несочувствующіе правительственнымъ школамъ раскольники отдаютъ своихъ детей въ обученіе къ своимъ грамотеямъ, а большею частію — грамотницамъ, которыя приготовляютъ изъ нихъ завзятыхъ раскольниковъ и раскольницъ — такъ называемыхъ — «клирошанокъ»...

IV. Состояніе православія и единоверія.

Количество православнаго населенія въ епархіи по исповеднымъ росписямъ: 152713 взрослыхъ м. пола и 164668 взрослыхъ жен. пола; 317381 взрослыхъ обоего пола. Изъ 274 приходовъ епархіи въ 142-хъ нетъ раскольниковъ, а въ 39-ти приходахъ изъ 130-ти зараженныхъ расколомъ —раскольники числятся единицами. Долгъ исповеди и св. причастія изъ общаго количества православныхъ въ отчетномъ году не выполнили по разнымъ причинамъ (отлучкамъ, нераденію и т. п.) — 52345 м. или 34% и 49586 ж. или 30% и по уклоненію въ расколъ 1023 м. и 2925 ж., всего — 3948 или 1,2% изъ общаго количества населенія епархіи .
Религіозно-нравственное состояніе православныхъ, среди которыхъ живутъ раскольники, по общимъ наблюденіямъ всехъ о.о. миссіонеровъ, находится на крайне низкой степени развитія. Будучи въ большинстве случаевъ безграмотны, живущіе вместе съ раскольниками православные не знаютъ истинъ св. веры, не имеютъ понятія — какъ нужно спасаться, полагая, что для этого необходимо только строгое соблюденіе постовъ и вообще обрядовъ да безсознательное повтореніе молитвы Іисусовой. Не зная основныхъ истинъ православной веры, они усвояютъ духъ раскола, а вследствіе этого не ходятъ въ Церковь, не исполняютъ христіанскаго долга исповеди и причастія, не слушаютъ пастырей и миссіонеровъ, вообще более сочувствуютъ расколу чемъ православію... .
Справедливость требуетъ сказать, что среди раскольниковъ живутъ и такіе православные, которые вполне преданы св. Церкви и которые, по мере своихъ силъ, отстаиваютъ ея истину противъ раскольниковъ. Особенно число такихъ ревнителей православія стало заметно возрастать съ того времени, какъ, по примеру о.о. миссіонеровъ, пастыри стали образовывать въ своихъ приходахъ кружки ревнителей православной веры и Церкви...

(Единственное отличие от оригинала - язык интернета HTML не поддерживает написание буквы ять, и она заменена на обычное е).