РУДНАЯ ИЗБА

(по книгам И.В.Маковецкого, В.П.Орфинского, Г.В.Алферовой, А.В.Ополовникова, Г.П.Гунна, А.Б.Пермиловской, Краткому путеводителю по КНП)

Небольшое предисловие

Рудная или курная изба практически исчезла в современной северной деревне. Увидеть ее теперь можно лишь в музеях деревянного зодчества.
Тем не менее, мне кажется, интересно узнать о ней поподробнее,
ведь раньше и в России и в северных, по крайней мере, странах
такие избы были основным типом жилища.
Небольшой рассказ о рудных избах составлен
из фрагментов книг известных архитекторов и реставраторов,
немало способствоваших изучению и сохранению древней русской культуры.
Отбор материалов ограничился, в основном, районом Каргополья и Поонежья,
хотя есть упоминания и других северных районов России.
Наверное, мы не все стоящие литературные источники использовали
и в дальнейшем постараемся этот пробел исправить.
Фотографии в текст вставлены из тех же книг или из фототеки нашего сайта

М.Зак

Из многочисленных словарей:

ИЗБА - термин И. происходит от древнеславянского "истьба". "Истьбою, "истопкою" в летописи назывался отапливаемый жилой сруб в отличие от клети - неотапливаемого. Древнейшие И. были курные (топившиеся "по черному") с очагом, позже - с печью каменной или глинобитной без дымохода (дым выходил в отверстие в потолке или в стене и в окна). Дымоход, по археологическим данным, известен с XII в. С тех пор И. топилась "по белому".

ИЗБА РУДНАЯ, она же курная, черная - изба с печью без дымохода. В такой избе дым при топке выходит через окно, открытую дверь или через дымницу. Рудный - в прошлом - замаранный, затемненный, таким был потолок этих изб. Их также называли курниками, курными.

Ополовников А.В.

 ...С давних времен и вплоть до XIX века на Севере, да и по всей России, ставили почти исключительно «курные» избы, в которых топили «по-черному». Дым из печки в таких избах выходит прямо в комнату и, расстилаясь по потолку, вытягивается в волоковое окно с задвижкой и уходит в деревянный дымоход — дымник....

 Алферова Г.В.

 ...Основными жилыми постройками Каргополья были рудные избы, топившиеся «по-черному» и имевшие в своем составе еще одну или две белые избы.
Ошевенская слобода. Д.Малый Халуй. Фото из книги Г.В.Алферовой
1. Рудная изба Черепановых.
2. Рудная изба М.Ф.Третьякова


Переделывать рудные избы на «белые» в Каргополье начали только в XIX и XX вв. Причинами долгого бытования этого типа жилья были климатические условия: большая влажность края, изобиловавшего озерами. При топке «по-черному» дым и огонь попадают в избу. Она освобождается от дыма при помощи дымарей; шесток печи так же имеет открытый огонь. Открытый огонь из печи прокопчивал и просушивал древесину срубов и позволял просушивать драгоценную одежду и обувь, хранившуюся в клетях....

Пермиловская А.Б.

Курная печь лучше обогревала помещение, создавала температуру в избе до 25 градусов, не требуя при этом много топлива. Ошевенские крестьяне вспоминают: «в рудных избах было тепло, как в бане — зимой по полу босиком ходили». «Курная изба, да печь тепла» — гласит старинная поговорка. Черная печь была удобна для ведения хозяйства, дым просушивал одежду, обувь, сети. Сети, пропитываясь дымом, служили в 5—6 раз дольше, чем сети, просушиваемые на воздухе.
Для крестьянина-кустаря, занимавшегося плотничьим, кожевенным и другими промыслами, такая изба помимо своего прямого назначения служила одновременно и мастерской, где он мог просушить необходимое сырье: дерево, кожу. А примитивное устройство глинобитной печи не требовало больших затрат на ее сооружение....

Ополовников А.В.

...Уже само название «курная изба» вызывает у нас привычное — и, надо сказать, поверхностное, неверное — представление о темной и грязной избе последнего бедняка, где дым ест глаза и повсюду сажа и копоть. Ничего подобного!
Полы, гладко обтесанные бревенчатые стены, лавки, печь — все это сверкает чистотой и опрятностью, присущей избам северных крестьян. На столе — белая скатерть, на стенах — вышитые полотенца, в «красном углу» — иконы в начищенных до зеркального блеска окладах. И лишь несколько выше человеческого роста проходит граница, за которой царит чернота закопченных верхних венцов сруба и потолка — блестящая, отливающая синевой, как вороново крыло.

1. Рудная печь. Над печью виден уклон потолка.
2. Вид от печи на комнату.
Фото из книги А.В.Ополовникова

3. Ошевенская слобода. Д.Малый Халуй. Внутренний вид избы Е.А.Третьяковой.
Рис. З.Кудрявцевой из книги Г.В.Алферовой

Вся система вентиляции и дымоотвода продумана здесь очень тщательно, выверена вековым житейским и строительным опытом народа. Дым, собираясь под потолком — не плоским, как в обычных избах, а в форме трапеции,— опускается до определенного и всегда постоянного уровня, лежащего в пределах лишь одного-двух венцов. Чуть ниже этой границы вдоль стен тянутся широкие полки — «воронцы», которые очень четко и, можно сказать, архитектурно отделяют чистый интерьер избы от ее черного верха....

Алферова Г.В.

Верх рудной избы до уровня "воронцов" примерно на полметра выше человеческого роста, от копоти открытого очага черный. Нижняя часть стен избы, пол, откосы окон и подоконники - свкетложелтого цвета. Контраст между черным верхом и белым низом избы является одним из слагающих художественного облика интерьера, богато украшенного ткаными половиками, скатертями, пологами над кроватями, филенчатыми и расписными шкафами. Существенную часть интерьера составляли яркие по колориту иконы, стоявшие в треугольных киотах, заполнявших передний угол избы.

Пермиловская А.Б.

....Но главная причина долгого бытования черных изб — удобная, совершенная система удаления дыма, устройство высокого (3—4 метра) трапециевидного потолка, который сводил до минимума неудобства курных изб. [В таких избах] полки-воронцы играли роль границы и предохраняли нижнюю часть избы от дыма и копоти, отсюда и название "воронец", вороной - черный.

Интерьер курной избы, д.Гарь, Каргопольский район, конец XIX в. Рис. С.Супалова
Из книги А.Б.Пермиловской


Описание среднерусских и северных курных изб XVII — начала XX в. свидетельствует, что потолок в подобных постройках, как правило, был низкий, дым стелился гораздо ниже полок-воронцов, затрудняя пребывание в избе и ведение хозяйства во время топки печи....
В устройстве высокого трапециевидного потолка прослеживается связь северного народного творчества со строительными традициями финно-угорских племен, ранее населявших эти места. Черные избы Карелии также имеют высокий трапециевидный потолок....

Габе Р.М.

И если ... финские черные избы пребывают «в черной копоти», то в советской Карелии черные избы, как и белые, производят своей чистотой очень приятное впечатление. И черный потолок вовсе не имеет того угрожающего вида, какой существует в представлении людей, не видавших черных изб, будто с него сыплется или вот-вот посыплется сажа и копоть на головы присутствующих. Напротив, кажется, что он не закопчен, а умышленно покрашен в маслянисто-черный цвет. А так как многие курные избы Карелии имеют большую высоту (3,85—4,20 м), то сочетание черного потолка и таких же стен в верхней их половине со светлыми бревенчатыми поверхностями нижней части стен, с чисто вымытым желтоватого оттенка полом и с белой печью создает очень живописный и оригинальный вид. Этому еще способствует тот мягкий и равномерно распределенный свет, который как в черных, так и в белых избах пропускается через несколько окон небольшого размера.

Орфинский В.П.

...В Сортавальском городском парке стоит западнокарельская курная изба, перевезенная сюда на рубеже XIX—XX вв. из деревни Петроваара, что близ Тохмоярви... Изба могла быть построена во второй половине XVIII или начале XIX вв. Рубленная из мощных, диаметром до 60 см, окантованных бревен, древняя постройка производит внушительное впечатление. Потолок трапециевидной формы по матицам. Дымоволок — потолочный.
Судя по постройкам с сохранившимися черными печами, а также по отдельным следам в домах, где черные печи в свое время были заменены белыми, можно заключить, что для курных изб карел характерны потолочный дымоволок, круглая дымница (выполненная из дуплистого дерева или, реже, набранная из отдельных дощечек), печь, направленная устьем к боковой стене избы. Интересно, что курные избы верхневолжских карел имели такую же систему дымоудаления.

В курных избах Финляндии дым также выпускался через отверстие в потолке...

В пограничном с Карелией Каргопольском районе Архангельской области... в 1953 г., сохранялось значительное количество курных изб. В ряде случаев один дом имел две избы — курную и белую. Причем часто они строились одновременно, а иногда курная изба пристраивалась даже позднее. Такая устойчивость курных изб, вероятно, объясняется тем, что беструбная печь давала больше тепла и требовала меньше топлива. Кроме того, в таких избах просушивались сети, что, по утверждению местных жителей, удлиняло срок службы сетей в 5—6 раз.
Для всех обследованных курных изб Каргопольского района характерны стенной дымоволок и устанавливаемая в сенях прямоугольная дощатая дымница, украшенная порезкой в верхней своей части и перекрытая двускатной кровелькой. В большинстве случаев печь ориентирована устьем в сторону лицевой стены избы. ...

Пермиловская А.Б.

...Высота и трапециевидный потолок роднят каргопольские избы (особенно Ошевенскую слободу) конца XIX— начала XX в. с курными избами древнего Новгорода X—XIII вв., которые имели такое же устройство....

Алферова Г.В.

...Рудные избы деревень Ошевенской слободы представляют большой историко-архитектурный интерес. Это монументальные, лаконичные сооружения, подобно деревянным церквам, лишенные пышной резьбы обонежских построек; они не имеют наружных крылец и с фасада очень просты (рис. 131).
1. Ошевенская слобода. Д.Большой Халуй.Рудные дома на берегу реки
2. Там же. Деревня Погост. Рудная изба Попова.
Фото из книги Г.В.Алферовой


Похоже, что это та же рудная изба Попова, но перевезенная в музей "Малые Корелы" и восстановленная. Фото из книги А.В.Ополовникова и Е.А.Ополовниковой.

Рудная изба Попова на Ошевенском погосте, окруженная в недавнем прошлом такими же рудными избами, составляла вместе с ними величественный ансамбль. Рудная изба размещается в торце здания во втором этаже, печь примыкает к внутренней стене, в которой расположена дверь…К рудной избе примыкают сени, в которых расположена лестница, ведущая во второй этаж. К сеням с противоположной стороны от рудной избы примыкают также двухэтажные помещения: наверху горенка, под нею теплая избенка, рядом с ними амбары. Здесь хорошо сохранился резной дымарь, выводящий дым из избы (рис. 132)....

Г.П.Гунн

...В таком большом старом северном селе, как Ошевенское, всегда можно найти немало интересных изб, и на этой стороне деревянного зодчества надо остановиться. Обратимся к одному из гражданских памятников — специально сохраненной в деревне Погост курной избе.

Изба эта постройки, предположительно, начала прошлого века. По внешнему виду она почти ничем не отличается от общего типа четырехстенка, распространенного в здешних местах и по всей верхней Онеге. Дом стоит на высоком подклете с четырьмя окнами по фасаду, только вместо кирпичной трубы здесь дощатый дымник.
Дымари рудных изб в Ошевенской слободе. Рис.З.Кудрявцевой. Из книги Г.В.Алферовой

Дымники обычно украшались резьбой. Они всегда крупнее и выше обычной печной трубы, и по ним еще издали можно отличить курную избу.

Войдем в дом (он нежилой) и поднимемся по крутой лестнице в сени. Из просторных, как всегда на Севере, сеней, называемых «мостом», дверь ведет в собственно избу, то есть жилое помещение с печью. В избе до сих пор хранится запах дыма, въевшийся в прокопченные бревна. Справа от входа — печь, над ней волоковое отверстие для выхода дыма. Большая русская печь сокращает площадь избы едва ли не на четверть. Площадь избы имеет значительные размеры (примерно 8,5x10,5 м), по трем фасадам ее девять окон, причем окна главного фасада смотрят на юг, так что в помещении достаточно света. Вдоль стен сделаны широкие лавки с резной опушкой. Левый дальний угол от входа назывался «красным», здесь в божнице стояли иконы, а под ними обеденный стол. Спали на полатях, устроенных над входом между печью и стеной (сохранились вырубы в бревнах восточной стены). Дощатая перегородка, не доходившая до потолка, отделяла запечное помещение от стряпушечьей. Обычно переборка устраивалась в виде расписных шкафчиков, где хранилась посуда. В стряпушечьей возле печи находился люк, ведущий в подпол. Потолок в избе низкий. Его доски поддерживают три мощных прокопченных бревна. Вдоль стен над лавками, примерно на высоте человеческого роста, идут полки, устроенные с таким расчетом, что они играют роль отбивного козырька — ниже их дым при правильной топке печи не распространялся. Следует заметить, что представление о черной, «рудной» избе как о грязном закопченном помещении далеко не соответствует действительности.
В сенях напротив дверей в избу дверь в другое жилое помещение — боковушу или горницу. В нем два окна, и оно значительно меньших размеров (7x5,3 м). Здесь жили в летнее время. Между боковушей и другим полутемным помещением с маленьким оконцем — чуланом — идет из сеней коридор на сенник — крытый двор, где хранилось сено, стояли телеги, сани. Сени такого плана, как здесь, встарь назывались «хоботистыми» (то есть от них отходит коридор «хоботом», говорилось: «из сеней хоботистых ход на сарай колесистый»).
Внизу под избой находится темное помещение — подъизбица или подклет — для хранения различной утвари и продуктов. Нижние помещения под боковушей и чуланом использовались для содержания мелкого скота.

1-2. Рудная изба в д.Гарь Ошевенской слободы. Фото из книги А.В.Ополовникова

Когда мы выйдем наружу, то увидим, что по боковому фасаду здание составлено из двух пригнанных друг к другу срубов: четырехстенный сруб избы и пятистенный сруб подсобных помещений, включая сени, боковушу и прочее. Боковые фасады у северных изб всегда вытянутые. Прежде боковой фасад этой курной избы был едва ли не в два раза длиннее за счет третьего сруба (ныне разобранного) — крытого двора. В нижнем дворе содержались кони, крупный рогатый скот, на верхний, в сенник, вел бревенчатый помост — взвоз....

Пермиловская А.Б.

Отопление по-черному, бытовавшее на Русском Севере до начала ХХ века, определило конструктивную особенность жилища, имевщего специальную систему удаления дыма, архитектурным завершением которой были деревянные дощатые дымники. Стремясь создать наибольшую тягу в дымнике, плотник проделывал в коробке сквозные отверстия, превращая его в один из самых декоративных элементов кровли, который в миниатюре воспроизводил архитектурный облик дома....
Дымник. Каргополье, ХIХ в. Фото А.Пермиловская

В конце XIX-начале ХХ века в ряде регионов Севера (в бассейнах рек Мезень, Устье, Кокшеньга) на курных избах устраивались наряду с деревянными глиняные дымники-трубы, изготовленные на гончарном круге.

Маковецкий И.В.

В селениях Гужово, Ручей и др. сохранилось много курных изб, по своим размерам, планировке и внешнему виду ничем не отличающихся от существующих здесь же «белых» изб (т.е изб, с печным отоплением и трубами).
1. д. Гужово 50-х годов 20-го в.
2-3. д.Масельга (напротив Гужово) - рудный дом и дымник

(все фото из книги И.В.Маковецкого)


Только резные деревянные «дымницы», напоминающие миниатюрные домики или скворешни, помогают определить систему отопления этих необитаемых построек

Путеводитель по КНП 

Интересен один из сохранившихся в деревне [Карпово] домов, рубленный «глаголем» и состоящий из избы, которая топилась по-черному, и горенки.
1-2 д.Карпово. Сегодняшний вид того самого дома "глаголем". Топится он уже по-белому (фото М.Зака, 2006 г.).

Внешний вид курной избы очень эффектный: на боковой фасад выходит балкон с затейливым украшением, окна с резными наличниками обращены к озерным просторам. У такого жилья все по соседству: божественное покровительство, олицетворяемое маленькой часовней, верный пес у крыльца, бьющее волной озеро, звезда над крышей... А вокруг бродят древние тайны этой земли.

Алферова Г.В.

Срубы из 6, 8, 9- и даже 12-метровых бревен ставились в рудных избах один за другим; таких срубов обычно бывает в постройке три. В первом срубе помещается рудная изба с подклетом; во втором помещаются сени с холодной горницей и «белой» избой под нею; в третьем — сеновал и скотный двор. Этнографы называют эту систему срубов, идущих один за другим, «однорядной связью — крытым двором».
Другая система срубов, также встречающаяся в Каргополье, это «поперечная связь крытый двор». Жилой дом из двух срубов ставится боковой стороной к улице, а к нему торцом подходит крытый двор, упираясь в среднюю часть жилого комплекса.
Третья система — это «двухрядная связь крытый двор», ее характеризует то, что изба и крытый двор выходят на улицу торцами и стоят по длине рядом друг с другом.

Майлахта выделяется очень разнообразными по планировке, украшенными красивой резьбой небольшими избами. В ней встречаются избы и без подклета.

Г.П.Гунн

В Ряпусове (теперь это часть Майлахты -М.З.)... до недавнего времени стояло три черных) или как их называют, рудных) избы. Ныне их нет. Две из них разобраны за ветхостью, третья переделана под белую топку.

1. Последняя рудная изба в Ряпусово (из книги Г.Гунна)
2. Деревня Майлахта. Фото из книги Г.В.Алферовой.
3. А так выглядит Ряпусово (Майлахта) сегодня. (фото Ю.Огурцова)

Избы эти, расставленные по склону холма, выглядели необычайно живописно, донося до наших дней обстановку давних былинных дней Кенозерья. В таких вот избах, с плотным слоем дыма под потолком, долгими зимними вечерами плели кенозерские рыбаки сети при свете лампады или лучины и звучал протяжный голос сказителя....

Ополовников А.В.

В доме Елизарова, принадлежавшем не слишком зажиточной крестьянской семье, всего один жилой этаж и одно жилое помещение, общее для всей семьи. Соответственно этому и размеры хозяйственных помещений значительно меньше и скромнее.
1. Дом Елизарова, перенесенный из д.Середка в Кижи. Фото из книги А.В.Ополовникова
2. Печь в доме Елизарова. Фото Б.П.Бойцова из книги В.П.Орфинского

Сейчас это едва ли не единственный в Карелии крестьянский дом с так называемой курной избой, отапливаемой «по­ черному», как это было и в не столь далекие времена. Дым из печи в таких избах выходит прямо в жилое помещение и, расстилаясь по потолку, вытягивается в особое отверстие с задвижкой и уходит в деревянный дымоход

Пермиловская А.Б.

Примером ... родового дома, где в архитектурном устройстве и в исторической легенде о его владельцах отражен уклад патриархальной семьи Русского Севера, может служить дом А. Ф. Пухова из д. Большой Халуй Каргопольского района (в настоящее время памятник в музее «Малые Корелы»). Это один из самых древних домов Русского Севера, построенный в начале XIX века.
Деревня Большой Халуй — очень древнее каргопольское поселение, входившее в состав Ошевенской слободы. Свое название деревня получила от небольшой речки Халуй, что означает «бешеный», «дурной», «шальной». Расположена она вдоль левого берега ее безводной поймы. Весенний разлив в Халуе происходит очень бурно, а в летнее время она пересыхает и превращается в ручеек. Центром деревни Большой Халуй была часовня Иоанна Богослова (не сохранилась), стоявшая у самого обрыва между двумя съездами к мосту.
Характерной особенностью северных домов было то, что они были построены «своими руками», т. е. конкретным человеком из числа «родоначальников». Это усиливает значение принадлежности дома роду (через фигуру его строителя), а также характеризует личность предка или старшего родственника.
Мужская половина семьи занималась охотой на лосей, медведей, зайцев. За осень Пуховы ставили 600 «клепцей» — капканов на глухарей, тетеревов, рябчиков, куропаток. Семья была зажиточной, в хозяйстве держали 7 коров, быка, лошадей, овец «без счету». Кроме избы с двором у Пуховых был двухэтажный амбар с галереей, большое гумно с овином, черная баня на берегу реки.

Ошевенская слобода. Д.Большой Халуй. Рудная изба Пуховых. Нач. XIX в.
1. Изба, перестроенная для топки по-белому. Фото из книги Г.В.Алферовой.
2. Вид дома в музее "Малые Корелы". Фото из книги А.Б.Пермиловской.


Жилая часть дома — высокий пропорциональный четырехстенок на «две избы» или «о двух стопах» (местное название). Жилой дом, состоящий из двух срубов, развернут длинной стороной к улице, хозяйственная часть примыкает с противоположной стороны избы прямо против сеней. Это «поперечная связь — крытый двор», или «Т-образная связь». Преимущество подобной планировки заключается в возможности устройства большего числа жилых помещений.
На первом этаже дома — подклет для хранения продуктов и зимняя изба. На второй этаж ведет широкая лестница с точеными перилами. Здесь по одну сторону сеней — зимняя курная изба, по другую — летняя изба с топкой по-белому. Над сенями в чердачном помещении устроена светелка — летнее парадное помещение.
Через сени первого и второго этажа жилая часть соединена с двухъярусным двором. Обширная поветь служит сеновалом и местом хранения промыслового и земледельческого инвентаря. На поветь ведет бревенчатый взвоз с перилами. В составе сеней, рядом с поветью, — холодная горенка, имеющая отдельный вход с улицы, это особая комната — «келья», где жили старики, которые к семейству не относились....

А.Ополовников, Г.Островский

Сейчас курных изб не встретишь. Какие и были, так уж давно переустроены в "белые": устроен кирпичный дымоход и потолки из чистых, белых плах. Но местот курной избы не на свалке истории, а музеях народного деревянного зодчества.


В нашей странице использованы книги:

Р.М.Габе Карельское деревянное зодчество.М.ИАА. 1941
И.В.Маковецкий. Памятники народного зодчества Русского Севера. Изд-во АН СССР, 1955
В.П.Орфинский Деревянное зодчество Карелии. Стройиздат, 1972
Г.В.Алферова Каргополь и Каргополье, Стройиздат, 1973
А.В.Ополовников Русский Север. Стройиздат, 1977
Г.П.Гунн Каргополье-Онега. Искусство, 1979
А.Ополовников, Г.Островский. Русь деревянная. Детская литература, 1981
Г.П.Гунн Каргопольский озерный край. Искусство, 1984
А.В.Ополовников, Е.А.Ополовникова. Дерево и гармония. Ополо, 1998
Кенозерский национальный парк. Краткий путеводитель. Архангельск, 2004
А.Б.Пермиловская Крестьянский дом в культуре Русского Севера. Архангельск, 2005

Еще одна статья на эту же тему: : А.Б Пермиловская. Курные избы Ошевенска.