ПРОМЫСЛЫ КЕНОЗЕРЬЯ

 

Правда Северо-Запада
21 ноября 2007 (46)

Анастасия ИВАНОВА
(в прошлом - главный хранитель музейных фондов ФГУ НП "Кенозерский")

ПЛОТНИЦКИЕ ТРАДИЦИИ КЕНОЗЕРЬЯ

Искусство "древоделов"

Кенозерье - уникальная территория, сохранившая многовековые историко-культурные, этнографические традиции, а плотницкое мастерство - одна из форм народного искусства, получившая максимальное развитие на нашей территории. Искусство "древоделов" пришло к нам из глубокой старины, совершенствовалось на протяжении веков и получило максимальное выражение во многих памятниках архитектуры, расположенных в Кенозерье.
Ц.Св.Георгия в Порженском-
пример работы старых мастеров

"Тройка" в Филипповской-
пример работы сегодняшних мастеров

Жемчужины деревянного зодчества - Порженский и Почозерский погосты до сих пор восхищают специалистов своими отточенными линиями и безукоризненными формами. Многочисленные кенозерские часовни, поражающие воображение разнообразием форм, архитектурных решений, являются поистине образцами народного искусства.

Со своим топором

В древности умение владеть топором было обязательным для любого мужчины. В подростковом возрасте каждый кенозёр должен был сдать свой первый экзамен - сделать топорище. Затем подростки вместе с отцами и дедами постигали азы мастерства при строительстве домов, бань и хозяйственных построек. Учиться действительно было чему - только различных способов рубки углов больше десятка: "в лапу", "в чашу", "в охряпку". А ещё необходимо подвести сруб под крышу, прирубить косяки, поставить крыльцо. Не забывали и про внешнюю красоту: изготавливали наличники, подзоры, полотенца для украшения дома. Заметим, что каждый плотник имел свой топор, работать чужим было не принято. Ведь топор для плотника был, образно выражаясь, продолжением рук, к нему привыкали, делали топорище сообразно своим особенностям.

"Чувство дерева"

Хорошего плотника всегда отличало "чувство дерева" - умение выбрать "правильную" древесину. Любому строительству предшествовал долгий и кропотливый процесс выбора и сушки материала. Настоящий мастер в старину прежде всего отдавал дань уважения дереву - прислушивался к нему, говорил заветные слова. Плотницкое искусство всегда сопровождал огромный комплекс ритуалов и обрядов. В народе складывались бесчисленные поговорки, отражающие все грани мастерства. А самих плотников неизменно окружал ореол тайного знания, о чём говорят сохранившиеся поверья и легенды.
До сегодняшнего дня в Кенозерье живут традиции плотницкого ремесла, из поколения в поколение наследуются секреты мастерства.

Азам учат

Сохранить и передать навыки юному поколению - вот что может помочь сохранить плотницкие традиции. Каждый год в д. Вершинино проходят Плотницкие курсы. Благодаря сотрудничеству Парка с Управлением образования Плесецкого района азы плотницкого мастерства изучают школьники Плесецкого района. Программа курсов традиционно сочетает теоретические занятия с мастер-классами плотников Парка и практической работой учащихся. Чего стоит осмотр уникального храмового комплекса в д. Филипповская.
Здесь школьники видят не только искусство древних мастеров, но и могут понаблюдать за кропотливым процессом реставрации памятника архитектуры. Сегодня Почозерский погост, словно птица Феникс, восставшая из пепла: вновь сияют главки, крытые лемехом, над просторами Почозера. Шатёр, бочка, восьмерик, четверик, главка, галерея, переход - всё это не со слов преподавателя в классе, а наяву могут увидеть участники курсов.
А практические занятия в мастерских Кенозерской средней школы? Не просто постругать или попилить - школьники изготовляют желобленную кровельную доску для сооружения навеса возле памятника погибшим кенозёрам в годы Великой Отечественной войны. Таким образом, организаторы стараются, чтобы курсы были не только познавательными, но и приносили практическую пользу местным жителям.

Для следующих поколений

В конце августа 2007 г. в деревне Вершинино - административном центре Плесецкого сектора Парка - с утра был слышен стук топоров. У амбара, где разместился музей "Мастерская древодела", своим мастерством удивляли плотники Парка - Александр Фокин и Владимир Машаков. Щёлкали фотовспышки, столичные гости ахали и удивлённо качали головами, настолько ладно и справно работали топорами мастера. Автор экспозиции между делом рассказывала гостям об идее нового музея: "Само место для него выбрано не случайно, выставка расположена не просто в амбаре, а в памятнике гражданской архитектуры XIX века. Экспозиция знакомит с традициями старинного ремесла, с многообразием его видов, форм, технических приёмов и декоративных особенностей. На выставке представлено всё то, без чего нельзя ни храм построить, ни дом срубить - всевозможные инструменты и специальные плотницкие приспособления".
Между тем у самого амбара уже вовсю шло театрализованное открытие выставки, где Иван Роймуев и Елизавета Аникиева-Нечаева рассказывали собравшимся о традициях новоселья. Закончилось открытие "вселением" в новый музей домового, который отныне будет охранять "Мастерскую древодела".
Музей получился очень уютным, камерным. Евгения Бронникова, старший научный сотрудник Архангельского областного краеведческого музея, дала такое напутствие его создателям: "Хорошо, что Парк собрал, сохранил и достойно представил эту коллекцию. Надеюсь, работа на этом не остановится, музей будет развиваться и пополняться новыми интересными экспонатами. Важно изучать и пропагандировать плотницкое ремесло, чтобы гости и местные жители, особенно юные, знали о традициях Кенозерья".

Мудрость предков

- Наш фэн-шуй
Нельзя строить новый дом там, где раньше проходила дорога, на существующей дороге, на росстани, на месте сгоревшего дома, на спорном участке земли, на месте, где ранее стояла баня.
Боялись места, где погибал или был убит человек, где ссорились муж и жена, где не было детей. мистика дерева
Грехом считалась рубка деревьев в "священных" рощах, там, где было кладбище.
Не трогали деревья, выращенные человеком, они считались судьбоносными.
Плохие приметы связывают с деревом, которое при падении зависает в кронах других деревьев.
Рубке не подлежали деревья с внешними отклонениями: дуплом необычной формой, наростами.
Боялись приносить не только к дому, но и в деревню сухие деревья - "иссохнет" вся семья.
Рубили лес на новолунье, срубленный на убывающую луну - гниёт.

- Строительство дома
Начиная рубить дом, под нижний венец клали монету для богатства, ладан для святости, овечью шерсть для тепла.
Если при рубке окладного венца первая щепка полетит внутрь сруба, это значит, что в дом достаток будет приходить.
В народе говорили: "Из сырого дерева дом не ставь, а поставил - дай выстояться".
Дом из "кругляка" теплей и долговечней, чем из бруса.

- Новоселье
Переходя в новый дом, хозяева вперёд запускали петуха или кошку. За ними входил хозяин с иконой и хлебом-солью, а следом - и всё семейство.
Особое значение придавалось самому первому гостю. Желательно, чтобы это был человек хозяйственный, верующий, порядочный, добрый, красивый.
Хозяйка, поставив икону в красный угол, отрезала ломоть от каравая хлеба и клала его под печку - домовому.

- Крестьянский дом в цифрах:
Лучшие деревья для строительства те, которым исполнился 101 год.
Заготовка деревьев начинается с зимнего Николы - 19 декабря.
На сруб четырёхстенка уходит 100 семиметровых брёвен.
От первого венца до крыши - нечётное число венцов: от 19 до 21.
Пара плотников за день может срубить 5-6 венцов.
От начала строительства до заселения проходит не менее года.

Фото М.Зака и А.Пономарева